Психология безопасного вождения
05.12.2017

В автошколах, помимо основных занятий, уже давно изучается и психология водителя, в рамках которой рассматриваются психофизиологические особенности управления автомобилем.

Вождение автомобиля, как и любой другой вид деятельности, требует определенного набора личностных качеств.
Дисциплинированность — это способность подчинять свои действия существующим правилам и законам. В первую очередь соблюдение ПДД. Без этого о безопасном вождении можно забыть. И именно об этом напоминают каждый раз преподаватели психологии в автошколах. Если водитель осознанно пренебрегает правилами дорожного движения и поступает так, как удобно именно ему, то он подвергает опасности не только себя, но и остальных участников дорожного движения.
Настойчивость — способность упорно и планомерно двигаться к своей цели, преодолевая возникающие препятствия. Эта черта характера необходима на первых этапах обучения вождению. Очень часто новички приходят в отчаянье, говоря себе «я никогда не научусь этому» и бросают обучение на середине курса. Вот для того чтобы подобной ситуации не возникало и необходима настойчивость в достижении своих целей.
Решительность — умение принимать верные решения и быстро их выполнять. На дороге в любую секунду может возникнуть конфликтная ситуация, которая может привести к аварии. Задача водителя — быстро найти выход и без промедления выполнить все действия. Нередко причиной аварии становится именно нерешительность водителя, когда верное решение было найдено, а осуществить его он боится из-за неуверенности в себе и правильности своих действий.
Наличие всех перечисленных качеств поможет быстро усвоить навык успешного и безопасного вождения и стать полноправным участником дорожного движения.

Необходимые качества водителя: внимание, память, скорость реакции

Одно из самых важных профессиональных качеств водителя — внимание. При этом на дороге необходимы такие его параметры как концентрация, объем, переключаемость и распределение.
Статистика показывает, что среди основных причин отвлечения за рулем можно выделить следующие.
  • Телефон. Сколько ни говорится об опасности такого поведения, но телефонные разговоры были и остаются главным фактором отвлечения внимания за рулем. Ситуация на дороге может измениться в любую секунду и водитель, разговаривающий по телефону, не всегда успевает это заметить и правильно среагировать.
  • Пассажиры. С ними можно о чем-то интересном разговаривать или даже выяснять отношения. В пылу беседы нередко внимание переключается с происходящего на дороге на собеседника и многие детали движения просто не замечаются.
  • Усталость и плохое самочувствие.
Помимо внимания у водителя также должна быть и хорошая память. Она нужна для запоминания правил дорожного движения, маршрутов, ориентиров на дороге. Благодаря двигательной памяти происходит нарабатывание навыков вождения.
Очень важна для водителя и скорость реакции. Это то время, которое проходит с момента когда водитель увидел опасную ситуацию на дороге до момента, пока он принял решение о том, как он будет действовать. То есть, говоря проще — увидел и пока сообразил, что нужно сделать. В норме скорость реакции равна одной секунде. Исследования показали, что если это значение становится больше, то автомобиль, движущейся со скорость 90 км/час за каждую лишнюю секунду раздумий будет проезжать 25 метров, которых может не хватить для избежания аварии.

Влияют ли пол и возраст на качество вождения

Но не только психология водителя влияет на его умения управлять автомобилем. Не меньшее значение имеют и его физиологические особенности. У водителя должно быть хорошее зрение, слух, вестибулярный аппарат. Ухудшение работы этих систем могут привести к непоправимым последствиям на дороге.
Работа зрительной и слуховой систем может нарушаться как вследствие заболевания, так и возраста. Считается, что в первый раз за руль лучше не садиться тем, кому уже исполнилось 60 лет. Возраст влияет не только на зрение и слух, а также на работу вестибулярного аппарата.
Также на дорогу лучше не выезжать и сильно молодым водителям. Возраст 18-20 лет считается наиболее опасным при вождении автомобиля. Очень часто у молодежи снижено чувство опасности, из-за которой происходит недооценка ситуации, что нередко приводит к авариям.
Уже давно идут баталии о том, кто же лучшие водители — мужчины или женщины. И ни к чему эти споры до сих пор не привели. Никто не лучше и не хуже. Просто мы разные изначально, поэтому так по-разному и ведем себя на дороге.
У водителей мужчин лучше скорость реакции и у них лучше развито логическое мышление. При возникновении аварийной ситуации мужчина действует быстрее и правильнее. Плюс практически все мальчики с детского возраста играют машинками. Поэтому автомобиль для сильной половины человечества это то, что он хорошо знает и уже давно изучил.
Слабый пол более дисциплинирован и внимателен. Это особенность женской психологии. Если мужчина быстрее найдет выход из ситуации, то женщина в нее не попадет именно благодаря своей природной осторожности. К тому же у женщин лучше развито периферическое зрение и она замечает те мелочи, которые нередко ускользают от мужского внимания.

Какие тесты проходят начинающие водители?

В автошколах помимо изучения ПДД уже давно введена и психология водителя. На них не только рассказывают о психофизиологических особенностях вождения, но и проводят тесты, с помощью которых определяют память, концентрацию внимания и уровень логического мышления тех, кто только садится за руль.
Понимание того, какие психологические процессы помогают нам управлять автомобилем, помогает сконцентрироваться именно на них. А это, в свою, очередь существенно повышает безопасность вождения.