Автомобильный номер — немного из истории
29.01.2018

Автомобильные номерные знаки появились еще на первых керосиновых автомобилях в конце 19 века. А еще задолго до автомобилистов с проблемой получения номеров столкнулись и извозчики.

Городские власти придумали номерные знаки для «водителей лошадей» с целью удобства регистрации частных предпринимателей при получении в казну обязательных налогов на извоз. Чтобы извозчики не имели возможности разъезжать по городу на своих дрожках и пролетках «на халяву», местные чиновники в крупных городах стали выдавать каждому, кто уплатил налог, особые номерные жетоны. Для того, чтобы избежать лишних недоразумений и конфликтов с полицией, этот жетон необходимо было носить на самом видном месте, для подтверждения легальности своего бизнеса. В Москве подобные номерные знаки извозчики должны были пришивать на одежду, возле самого ворота на спине. В дальнейшем правила были изменены и жетоны стали прикреплять на халаты, зипуны и тулупы спереди.  Кроме этого номер вешали не только на водителя, но и на его средство передвижения. Один номер крепился на облучке, другой на «задке» экипажа. Все эти новшества были введены с одной целью – отслеживать на городских улицах лихачей и нарушителей. Затем появился вопрос: «Что делать, когда на улице темно?» Водителям было велено обязательно зажигать вечером фонарь, на стекле которого должен быть виден регистрационный номер. Но такая дорогая и сложная конструкция была обязательна только для лихачей, которые перевозили богатых клиентов. А для экипажей, приобретенных с целью личного пользования, номеров не требовалось вообще никаких. Циклисты и номера Вслед за извозчиками правительство обязало и велосипедистов обзаводиться номерами. Первые в России стали получать номера циклисты из Петербурга, это произошло в 1893 году. Потом дело дошло и до одесситов и их велосипедов. В 1894 году настала очередь москвичей озаботиться получением номеров для бициклов. В постановлении того времени говорилось о том, что каждый получивший право ездить на велосипеде по городу, должен иметь прикрепленный позади седла номерной знак, а в темное время суток еще и зажженный фонарь с этим же знаком. Номера менялись ежегодно, а платить за них надо было весьма крупную сумму. Кроме этого, были проблемы и с получением табличек. В самый разгар сезона обменов номеров, летом и весной, запас их быстро иссякал, поэтому приходилось ждать новой партии иногда около месяца. Серьезные неприятности были обеспечены тому, кто проигнорировал смену номерных знаков. В 1901 году Петербургская городская управа решилась на один эксперимент: оставить новую серию номеров для велосипедов действительной в течение трех лет, то есть по 1 мая 1904 года. Но восторг велосипедистов очень быстро сменился некоторым раздражением, так как эти долгоиграющие номера были очень тяжелыми, их вес достигал полкилограмма. Оказалось еще, что их практически невозможно прикрепить к велосипеду, только если прикрутить проволокой они держались.  Инженерные мысли так и бурлили в то время, чиновники меняли свое решение о месте прикрепления номеров регулярно, прикреплять надо было номера  то на руле, то на крыльях, то внутри самой рамы. Количество обязательных номеров для велосипеда росло постоянно, в итоге оно достигло 4 штук одновременно. Версии появления первых номеров   Где и когда появились первые номерные знаки до сих пор не известно ни кому. Одна из версий гласит о том, что родоначальником всей этой эпопеи с номерами следует считать Мюнхен, где знаки выдавали еще в 1899 году. Другие сведения говорят о Париже, вроде бы именно там был установлен первый номер, а именно, на «самобеглую коляску», еще в 1893 году. А вначале 20 века очередь дошла и до России. Начало автомобильной эпохи не внесло никаких новшеств в номерную моду. При регистрации бензиновых моторов на них вешались те же номера, что и на велосипеды, только они были увеличены в 8 раз. Власти постарались поскорее узаконить и световые знаки. Везде были установлены правила ежегодной замены номеров. Еще в 1911 году газеты писали об обязательной явке автомобилистов в указанное число для прохождения техосмотра и получения в городской  управе номерных знаков. Московские номерные знаки не отличались сложной конструкцией. Они выглядели не очень привлекательно: жестяная пластинка, 30 см в ширину, изрезанная дырками в виде цифр и покрыто все это слоем краски, которая уже в тот период была узаконена для номеров. Под весь этот трафарет был положен еще один кусок жести, который был выкрашен белой краской. То есть выглядело все это не очень приятно, как писали газеты того времени,  «это было что-то скрипящее, тяжелое и гнущееся». Для того, чтобы попытаться закрепить этот знак на машине, надо было проявить чудеса сообразительности и изобретательности. В номерах при выдаче уже были пробиты дырки, через которые и рекомендовалось крепить знаки к рессорам задних и передних осей с помощью кожаных шнурков. Это было очень неудобно, так как номерные знаки постоянно бились о колдобины и камни, а рассмотреть их было практически невозможно. Стандарт номеров в СССР Какое-то время правительство обходилось номерными знаками с изображением только цифр, так как машин на дорогах губерний было очень мало, а для регистрации хватало четырехзначных чисел. Такая же ситуация оставалась и после революции в течение нескольких лет. Но в результате автомобильного бума в 1930 году, пришлось включить в состав номеров еще и буквы. В 1931 году  утвердили единый стандарт для автономеров всех регионов СССР. В результате на металлических пластинках, кроме четырех цифр появилась и одна буква. Но подобный вариант знаков не очень долго существовал, так как в 1934 году был узаконен совершенно другой вид номеров. Вместо буквы появилась еще одна цифра, а внизу таблички появилась надпись с названием региона. Только водители стали привыкать к подобному стандарту, как через пару лет появились новые таблички. На номере теперь указывались две пары цифр, обязательно разделенные черточками, а вместо названия региона появились две буквы, например ГА – Грузия или ГК – Горький. Передний номер был вытянут, а задний стал квадратным. Для номеров использовались все буквы алфавита, кроме и сейчас неугодных Ь, Ъ, Ы, Й, Ё. Номера были черно-белыми и оставались такими вплоть до 1946 года. Послевоенный период После Второй мировой воцарился хаос в «номерном хозяйстве». Были утеряны документы, машины были мобилизованы для армии и много других неприятных событий. Поэтому и был введен новый стандарт номеров. Теперь номера стали желтыми, вместо белых, а в остальном никаких изменений не произошло. В конце 50-х буквенные сочетания были исчерпаны, поэтому приняли новый ГОСТ на номерные знаки. Теперь букв стало три. Номера на протяжение нескольких лет были и желтые, и белые. Последние сменившие желтые номера счастливчики дождались своей очереди только в 1965 году.